От непризнанного шедевра архитектуры до Музея науки: чем живет «Тарелка на Лыбедской» в Киеве (фото)
В пoтeмнeвшeм фaсaдe с виду aбсoлютнo зaбрoшeннoгo здaния-свeчкe вoзлe стaнции мeтрo «Лыбeдскaя» в Киeвe слoжнo рaзглядeть кoгдa-тo нeпризнaнный шeдeвр сoвeтскoгo мoдeрнизмa. В нaши пора внимaниe прoxoжиx привлeкaeт тoлькo причудливoй фoрмы кoнфeрeнц-зaл – слoвнo зaвисшaя в нeскoлькиx мeтрax нaд зeмлeй лeтaющaя тaрeлкa. Сoбствeннo, этoт aрxитeктурный кoмплeкс в нaрoдe тaк и нaзывaют – «Тaрeлкa нa Лыбeдскoй».
И всe жe сeгoдня в здaнии рaзмeщaeтся Укрaинский учреждение нaучнo-тexничнoй экспeртизы и инфoрмaции (УкрИНТЭИ), a тaкжe Гoсудaрствeннaя нaучнo-тexничeскaя библиoтeкa Укрaины. Xoтя, кaк выяснилoсь, научно-исследовательский институт и библиoтeчныe фoнды зaнимaют дaлeкo нe всe пoмeщeния здaния «Тaрeлки». Цeлыe этaжи прoстaивaют ужe дeсятки лeт. A «трaдициoнный» гигaнтский рeклaмный бaннeр нa высoткe скрывaeт oт пoстoрoнниx глaз пoчeрнeвшиe стeны и щeли в стaрыx oкoнныx рaмax.
Eщe в 2016 гoду o киeвскoй «лeтaющeй тaрeлкe» aктивнo зaгoвoрили, пooбeщaв пoдaрить сoвeтскoй пoстрoйкe втoрую проживание. Былo принятo рeшeниe o сoздaнии пeрвoгo в Укрaинe Музeя нaуки пo примeру пoдoбныx цeнтрoв в Лoндoнe, Вaршaвe (Цeнтр нaуки «Кoпeрник»), Aмстeрдaмe (Музeй NEMO). Лeтoм этoгo гoдa oфициaльнo oбъявили: наступающий Музeй нaуки рaзмeстится в стeнax УкрИНТЭИ, гдe сeгoдня прoстaивaeт
Нe зaбыли и o футуристичeскoм кoнфeрeнц-зaлe. «Тaрeлку» тaкжe пooбeщaли рeстaврирoвaть.
Чтo сeйчaс нaxoдится в здaнии УкрИНТЭИ, кaк живeт установление и библиoтeкa, и глaвнoe – кaким будeт уникaльный про Укрaины Музeй нaуки.
Здaниe Институтa нaучнo-тexничeскoй экспeртизы и инфoрмaции в Киeвe былo пoстрoeнo вдобавок в 1970-х годах. Над проектом работали известные архитекторы Флориан Юрьев и Лёся Новиков. Общая площадь составила 17 000 кв. м. К слову, в облике торчмя-горизонтального ансамбля модерновой постройки мирово прослеживается влияние Дворца Национального конгресса Бразилии, сооружение которого завершилось в 1960-х годах.
«Изюминкой» здания УкрИНТЭИ является, известно же, сферической формы огромный конференц-залец, который бережно уложен на выступающий горизонтальный лицо комплекса. Причина такого решения – источенный под застройку участок был через меру узким. Поэтому пришлось исхитриться и тют повестить зал для встреч по-над головами прохожих.
Проект «тарелки» Флориан Юрьев разрабатывал чисто «светотеатр». Необычная тезис свето-музыкального театра появилась у него до сего времени в 1960-х годах. Юрьев всегда интересовался «синтезом искусств», пытаясь раскопать связь между музыкой и цветом, будто, по мнению архитектора, способствует лучшему восприятию звука человеком. В) такой степени, по всему периметру сферического зала Юрьев хотел определить световые установки, однако грандиозному проекту малограмотный суждено было сбыться.
И и старый и малый же «тарелка» Юрьева была признана Венским музеем архитектуры делать за скольких выдающийся европейский архитектурный проект. Окр того, за этот проект художник-) строитель был удостоен награды «Следовать новаторство в архитектуре».
Конференц-зала имеет уникальную акустику благодаря подвесному потолку, вогнутому по-над залом-амфитеатром куполом внутрь. Такое постановление позволяет без привлечения дополнительных установок получить удовольствие всем диапазоном музыкальных инструментов в всякий кому только не лень точке
«
театра
»
. Вопреки на различные награды и признание уникальности сего объекта,
«
тарелка
»
нынче не имеет ни одного охранного статуса.
К слову, в начале ноября
2017
годы под куполом
«
тарелки
»
проходила тематическая выступление с Флорианом Юрьевым, во время которой (ученый рассказал, почему еще в 1960-х годах ему невыгодный удалось реализовать свою идею
«
светотеатра
»
.
«Рабочая группа из 50 архитекторов выступила поперек моего проекта, сказали, что сие «формализм», который был запрещен соответственно указу Никиты Хрущева, «крупного искусствоведа»… Хрущев что-то сказал: все, что безлюдный (=малолюдный) имеет какого-то художественного отображения – сие формализм. И все, что, по его мнению, без- соответствовало «сталинскому стилю» в архитектуре (постоянно эти колонны, лепнина и т.д.), попадает подина запрет. Несмотря на то, что-то Хрущев критиковал Сталина, все а он был таким же дремучим точно по отношению к искусству. И он очень динамично выступал против того, что маловыгодный воспринимал и не понимал», – рассказывает Флориан Юрьев.
Художник-) строитель также напомнил о посещении Хрущевым московской выставки авангардистов в декабре 1962 возраст. Тогда руководитель СССР не оценил абстрактного искусства, остро раскритиковав художников. Собственно, после сего события началась кампания против формализма и абстракционизма в Хомикус советикус.
«Тогда Хрущев высказался противу московских художников, обзывал их нехорошими словами… В Киеве быстренько захотели «выделиться» и начали перешаривать формализм. И нашли! Нашли мой план ресторана «Метро» и покромсали его; мою выставку абстрактного искусства, которую арестовали. В томик числе этот объект (ред. – «светотеатр») в свой черед попал под запрет», – поделился воспоминаниями Юрьев.
Соответственно словам архитектора, только благодаря настойчивости, постоянным дискуссиям и спорам, ему посчастливилось в итоге дать зеленый свет своему проекту – минуя больше десяти лет после его разработки. Озираясь точно по сторонам, Флориан Юрьев с трепетом вспоминал, т. е. для идеальной акустики вымеряли совершенно буквально до миллиметра. Создатель
«
тарелки
»
уверяет, что-то даже штукатурку наносили тончайшим слоем, в надежде она не глушила звуки.
«
Была проделана более чем серьезная акустическая настройка. И когда да мы с тобой сдавали этот объект, все звучало безупречно. Сегодня, увы, слышны уже часть погрешности… Конечно, здесь должны были размещаться специальные светомузыкальные установки. К сожалению, безграмотный позволили этого реализовать
»,
– сетует (ученый.
Здание УкрИНТЭИ отремонтируют за накладная инвестора
Сегодня не чуть
«
тарелка
»
, но и в целом тутти здание УкрИНТЭИ находится в критическом состоянии. И нуждается в серьезном ремонте. На этом месте не работает система отопления. Желательно полностью заменить канализационную систему, водоснабжения, вентиляции, пожаротушения. Выключая того, необходимо отремонтировать фасад здания. Возле этом отмечается, что все бетонные стены, подпорные колоны построены глубоко и прослужат еще не один десяток полет. Администрация института неоднократно поднимала предмет о ремонте этого здания, однако бюджетных средств в такое удовольствие не хватало.
Усмотрение проблемы нашлось по соседству – сравнительно с
«Т
арелкой
»
развернули очередное сооружение торгового центра. Частный инвестор согласился в свою очередь выделить деньги на ремонт здания УкрИНТЭИ и оплатить часть будущей экспозиции Музея науки.
«
У нас пожирать ситуация, когда позади здания строится неофит торговый центр. В связи с чем вкладчик хочет получить в аренду часть помещения УкрИНТЭИ с выходом в фасад (ред. – та пакет здания, где находится конференц-зальца, «
т
арелка
»
). Согласно проведенному конкурсу и подписанному договору посреди Фондом госимущества и инвестором, последний получает по-под целевую аренду указанную часть здания. Да есть несколько условий такой аренды! В-первых, проведя ремонт в помещении, идеже сейчас находится
«
тарелка
»
, вкладчик имеет право сдавать его в аренду около определенные виды деятельности, которые неважный (=маловажный) будут противоречить будущему Музею науки. Сие не должны быть рестораны, бары, бутики и т.д. А непохожие активности, связанные с наукой, образованием, культурой: курсы английского языка, какие-в таком случае мейкерские магазины, лего-пространства и т.п. Во-вторых условие аренды – полный содержание здания УкрИНТЭИ. Кроме того, почему инвестор должен отремонтировать все сие здание, он должен также отстегнуть часть экспозиции будущего Музея науки – интерактивные экспонаты, сверху которых будут играть дети
»,
– рассказал Патрон Национального центра
«
Малая академия наук Украины
»
Оксен Лисовый.
Развратница стоимость проекта (ремонт здания и доля экспозиции), по расчетам инвестора, составит вокруг 150 млн грн. Подчеркивается, словно все указанные затраты покроет то-то и оно
и
нвестор
.
«
Мы посчитали, как будто на 250 экспонатов будущего Музея науки уйдет приближенно 2,5 млн евро. Однако все на свете будет зависеть от стоимости ремонта. Буде ремонт здания будет обходиться всегда дороже, то на экспозицию перестаньте оставаться все меньше средств.
Нате данный момент мы рассчитываем, ась? средств инвестора хватит на оснащение базовой экспозиции, которая разместится возьми втором этаже, на организацию (на)столь(ко) называемой travel exhibition (выставки, которые
«
путешествуют
»
по части всему миру из одного музея в другого пошиба) и, быть может, на оснащение студий. Сие было бы в идеале. И все а самое главное – получить недурственно отремонтированное здание, корпус, который вслед за тем можно будет наполнить чем нравиться. Также важно починить систему отопления, пожаротушения и т.д.
»,
– отмечает Оксен Лисовый.
В будущем организаторы Музея науки к его дальнейшего развития и наполнения различными экспонатами будут сидеть за работой с фондами, грантами, спонсорами. Реализовать большой проект планируют всего за година, то есть до конца 2018 лета уже должен быть проведен подновление здания УкрИНТЭИ и открыт Музей науки.
Что уже отмечалось, общая площадь будущего Музея науки составит 5000 кв/ м. Тезис его работы будет несколько показывать товар лицом от аналогичных музеев в других странах.
«
Наш брат создадим эталонное пространство. В будущем будем масштабировать нынешний проект по Украине. То наворачивать и в других городах Украины будут ломаться подобные пространства. Но изначально сия технология, разработка педагогических методик, организационных решений закругляйся создаваться в Музее науки в Киеве
».
Сильнее того, по словам Оксена Лисового, в полуподвальном помещении здания УкрИНТЭИ, которое без дальних слов находится в ужасном состоянии, планируют локализировать производственные мастерские. Здесь будут никак не только ремонтировать, но и создавать интерактивные экспонаты, которые дозволяется будет направлять в аналогичные центры в других городах Украины.
В целом, на Музей науки в Киеве будет разделен в такие пространства:
Эксплораториум – образовательные площадки с интерактивными экспонатами, объясняющие поступок законов природы (дошкольный возраст, младшая катхак).
Детские научные студии (младшая и базовая киношкола).
Научные секции (база и старшая мектеб).
Открытые лаборатории — для опытно-экспериментальной работы сообразно естественным, точным, инженерным, социальным и гуманитарным дисциплинам (старшая профшкола).
Научный ковинг и научный инкубатор — во (избежание доведения научных идей до внедрения (старшая течение, студенты, молодые ученые).
Тренинговый суть для педагогов.
Профориентационный и диагностический (средняя для детей и подростков.
Полностью бесплатным поход Музея не будет. Для сего предусматривается входной билет. «Бесплатным ход быть не может. Да и конец подобные пространства в других странах являются платными. Действительно, стоимость входного билета не может находиться коммерческой, так как мы неприбыльная учреждение. И все же она должна непременничать оправданной себестоимостью. Мы предусматриваем и групповые билеты в целях школьников, будут различные программы лояльности пользу кого разных категорий посетителей, – говорит Оксен Лисовый. – В Киеве кровь из зубов должен быть такой музей. И некто должен быть организован не вроде бизнес-развлекательное пространство, а образовательный средина. Экспозиции будут направлены на оживание у детей интереса к науке».
Нежели сейчас живет здание «Тарелки сверху Лыбедской»
В самом же здании днесь работает 150 сотрудников УкрИНТЭИ, а как и 75 – Государственной научно-технической библиотеки. Следом реконструкции здания офисные помещения переместятся для его последние этажи, туда но – библиотека.
Сами же библиотечные акционерный капитал переместят в подвал, где для таких целей хлеще места. На время реконструкции до сей поры сотрудники института и библиотеки не будут завязывать работать. «Офисные пространства будут закономерно спроектированы, будут современные опенспейсы», – уточняет Оксен Лисовый.
Перспектива «Тарелки»
Чисто касается лекционного зала-«тарелки», в последнее перепавшее уже появилась информация, мол, «необыкновенный объект будут сносить». В УкрИНТЭИ успокаивают: «уфо» остается на своем месте! Ее вот и все отреставрируют. Кроме того, она полно находиться в совместном пользовании с инвестором.
«
Знамо,
«
тарелка
»
будет сохранена на дальнейших мероприятий культурного и научного характера. Сие очень важно! Потому что демократических пространств интересах таких целей в Киеве очень (точно) кот наплакал. В договоре, заключенном между Фондом госимущества и инвестором, предусмотрен смешн пункт на совместное использование
«
тарелки
»
. Конференц-фойе также будут реставрировать. Но сие очень тонкое дело, так что там была заложена специфическая соника. К сожалению, за десятки лет нынешний зал немного трансформировался, что-ведь нарушено. Необходимо осторожно подходить к его реставрации
»,
– рассказывает Оксен Лисовый.
Мастак подчеркивает, что в целом в вопросе ремонта здания УкрИНТЭИ нельзя не найти компромисс между тем, чтоб создать что-то актуальное и выдержать что-то ценное.
«
К примеру, т. е. говорил Флориан Юрьев, не нужно вполне менять фасад здания – его следует грамотно отреставрировать
»
.
«Либо — либо взять хотя бы внешние барельефы. Их да можно почистить, освежить немного, ввести подсветку. Нужно оставить, так равно как это часть специфической архитектуры здания. Пройдет до сей поры лет 10, и подобных зданий останется дочиста мало. Они будут «фишкой» города, иностранцы не касаясь частностей смотрят на такую архитектуру другими глазами», – делится своим мнением Оксен Лисовый.
Получи сегодняшний день активно проходят обсуждения проекта реставрации и ремонта помещений института с инвестором. Отмечается, зачем проектные работы начались уже в августе 2017-го.