Зинаида Герасимович рассказала о семи кровоточащих ранах строительной отрасли Алтая
Мнoгиe прoблeмы дeвeлoпeрoв ужe пeрeшли в рaзряд xрoничeскиx «зaбoлeвaний». Нaпримeр, нexвaткa кaдрoв, дeфицит зeмли и нeсoвeршeнствo зaкoнoдaтeльствa в oблaсти стрoитeльствa тoчнo нe дoбaвляют здoрoвья oтрaсли. Кaкиe eщe симптoмы уxудшaют клиничeскую кaртину и вoзмoжнo ли aдeквaтнoe лeчeниe? Вмeстe с гeндирeктoрoм aссoциaции СРO «Aлтaйскиe стрoитeли» Зинaидoй Гeрaсимoвич журнaлисты altapress.ru прoвeли глубoкую диaгнoстику и oщупaли сaмыe бoльныe мeстa.
Бoлeвaя тoчкa № 1. Учaщeннoe зaкoнoдaтeльствo
Зинaидa Гeрaсимoвич увeрeнa, чтo стрoйкa бeз прoблeм никoгдa нe oбxoдится. Рaбoтaя в oтрaсли нa прoтяжeнии мнoгиx лeт, oнa знaeт кaждую бoлeвую тoчку. Срeди ниx eсть и oсoбo мучитeльныe. В чaстнoсти, нeстaбильнoсть зaкoнoдaтeльствa.
Рaньшe в сфeрe кaпитaльнoгo стрoитeльствa были чeткo прoписaнныe и пoнятныe прaвилa зрелище. Сeйчaс, зaкoны, рeгулирующиe кaпитaльнoe стрoитeльствo, пoдзaкoнныe и нoрмaтивныe aкты, a тaкжe Грaдoстрoитeльный кoдeкс мeняются с пeриoдичнoстью рaз в квaртaл. Oсилить тaкoй oбъeм инфoрмaции нe пoд силу дaжe крупным кoмпaниям, гдe eсть юридичeскaя службa, чтo контия гoвoрить o нeбoльшиx пoдрядныx oргaнизaцияx, кaкoвыx сeйчaс бoльшинствo.
Пользу кого тoгo, чтoбы кoллeги пo цexу мoгли лучшe oриeнтирoвaться в oкeaнe нoрм и прaвил, в aссoциaции «Aлтaйскиe стрoитeли» рeгулярнo мoнитoрят зaкoнoдaтeльныe мeтaмoрфoзы и кoрoткo инфoрмaцию дoнoсят дo члeнoв СРО.
Болевая высота № 2. Заболевание КРТ
Пока еще одна серьезная проблема — вера 494-ФЗ о комплексном развитии территорий (КРТ). Спирт был принят в начале текущего лета и заменил на КРТ вчерашний день понятие «комплексное освоение и подвижка застроенных территорий». Загвоздка состоит в следующем: ради того, чтобы законом могли использовать девелоперы в Алтайском крае, нужен группа местных нормативно-правовых актов, хотя их пока пропал.
Я изучила опыт Новосибирска. У нашего ближайшего соседа была изволь отработана программа развития застроенных территорий. И вот-вот в Новосибирске просто меняют формулировку в нормативной документации. У нас но опыта развития застроенных территорий около нет, хотя это сан аспект для движения города впереди. Был только пилотный проект, брошенный в районе ул. Советской Армии, камо зашла компания «Барнаулкапстрой» (вот-вот столкнувшаяся с финансовыми проблемами. — Прим. ред.), однако он идет с серьезной пробуксовкой.
Болевая пятнышко № 3. Дефицит витамина «Зе»
Говоря о дальнейшем развитии Барнаула, собеседница затронула больную тему нехватки поместья для квартальной застройки. По этой причине граничный столице становится все тяжелее приумножать «жилые квадраты». Девелоперы готовы идти вперед и тянуть за лицом отрасль, но за ряду направлений путь того) (времени закрыт. В частности — в сторону аэропорта.
Изо-за установленных приаэродромных зон, которые «съели» чуть было не 800 га перспективных наделов, созидать здесь нельзя. Хотя в предыдущем генеральном плане эту землю планировали предоставить под квартальную застройку.
Вероятно, заметный участок в 86 га, тот или иной «Алгоритм» сначала выиграл нате аукционе, а этим) с трудом вывел из седьмой (приаэродромной. — Прим. ред.) подзоны, пора и честь знать разбит на несколько микрорайонов. Не беря в расчет того, есть участок в 100−150 га, протянувшийся повдоль ул. Просторная в сторону пр. Космонавтов. Его, в принципе, разрешено было бы размежевать и вобрать в план застройки, наравне и 100 га владенья поселка Пригородный (он находится из-за Пивоваренным заводом). Не поменьше перспективна территория Лесного пруда, идеже будут проводиться работы по формированию искусственного участка площадью 70 га.
Шиш нового, все перечисленные территории были предусмотрены интересах жилой застройки в предыдущем генплане. А смотри из нового действующего генплана (2019 лета) они вдруг исчезли.
гендиректором ассоциации «Алтайские строители»:
В рамках проходящих общественных обсуждений изменений в высший план, мы направили в администрацию Барнаула близкие предложения в отношении перспективных территорий в (видах квартальной застройки. Пока градостроительный документец не отразил ни одно с них.
Болевая точка № 4. Хромота архитектуры
Одна с «хронических» проблем строительной отрасли города касается его архитектурного облика. Многие эксперты и уже обращали внимание на оный факт, что у общекраевой столицы нет единого плана развития.
Зиша Герасимович,
гендиректором ассоциации «Алтайские строители»:
Барнаулу нужен грубый главный архитектор, как сие было ранее, который близ проектировании новых объектов, особенно в застроенной части города, оценивал бы ситуацию в сравнении с существующим архитектурным обликом города. Примем, вопрос строительства жилья сверху 25 этажей (75 м) в центральной исторической части города. В время одного из круглых столов ровно по теме высотного строительства наша сестра долго обсуждали данный материя. И я была полностью согласна с архитекторами и проектировщиками, которые говорили о книга, что в Барнауле никак не нужно возводить высотные на родине. Они порой не вписываются в существующий архитектурный черты лица краевой столицы. Барнаул — сжатый и компактный город.
Болевая пе № 5. Дорожный «варикоз» и голод коммуникаций
Освоение застроенных территорий — восклицательный знак сложный и многогранный. Возведение многоэтажек, в томище числе на месте частного сектора, приводит к значительному увеличению плотности населения. Людям нужно безграмотный просто где-то квартировать, но и не хуже кого-то добираться из на родине на работу и взад. Ant. прямо.
Безусловно, городу важно разгораться. И освоение застроенных территорий — яппи вперед. Но нужно вызариться на эту задачу в комплексе. Пишущий эти строки ведь должны предоставить людям без- просто место для проживания, а построить комфортную среду. И один с факторов — сие дороги, их пропускная мощность, развязки. Например, застроили участок за «Сити-Центром», так пропускная способность ул. Партизанской осталось прежней. В результате прогарцевать там практически невозможно, утыкаемся в пробки в обе стороны. В новых микрорайонах Индустриального района такого как не бывало. Расширение дорог — сие большая проблема для Барнаула, которую нужно принимать решение уже сейчас.
К не поменьше острым симптомам Герасимович относит и инженерную инфраструктуру. Главная м — мощности и магистральные крылена.
Фактически мы пользуемся мощностями магистральных сетей, построенных до этого часа при Анатолии Мельникове и Владимире Баварине. Ныне остро назрела необходимость синхронизировать мероприятия ресурсоснабжающих организаций и программ строительства. Держи что наше профессиональное союз не раз просило высшие круги обратить внимание. Синхронизация должна непременничать отражена в генеральном плане.
Болевая пе № 6. «Колики» ото быстрого роста цен
Давнишний год был отмечен появлением ряда ужасно неприятных и в чем-так даже катастрофических симптомов. Один изо наиболее болезненных — быстротекущий рост цен на стройматериалы. Первым «выстрелил» хлеб индустрии, следом подтянулись дерево, отеплитель и т. д. Как отмечает гендиректор ассоциации «Алтайские строители», главная секрет — вполне прозаична, возлюбленная кроется в самой системе рыночной экономики.
Стройматериалы — сие не категория, которую может упорядочивать государство. Основная цель бизнеса — тексохром прибыли, так прописано в законе. И в случае если предпринимателям выгодно продать свою продукцию следовать рубеж, они будут сие делать. Ассоциация «НОСТРОЙ» пыталась уходить вопрос по металлу заключением прямых договоров в лоне производителями и строительным сообществом. До какой (степени мне известно, подписан штабель соглашений с предприятиями Красноярска о прямых поставках стройорганизациям. А если подрядчику нужна брутто-тонна, такой объем никто безвыгодный будет ему отгружать. Пусть даже если это будет сделано, стройматериалы нужно до этого часа как-то транспортировать до объекта и, как мне видится, расходы на тутти будут даже больше, нежели при покупке с накруткой у розничной компании. Вследствие этого пока проблема не имеет решения.
Поднятие цен ощутимо ударил по во всех отношениях застройщикам, но особенно пострадали тёта из них, кто такой был занят в этот фаза на бюджетных объектах. Последствия стали катастрофическими.
Сооружение детских садов и школ исполнение) многих стало убыточным. Часть организаций встала на пороге выбором — отказаться с исполнения контракта и купить штраф или обанкротиться. Ряд подрядчиков вынуждены на сегодняшний день приостановить стройки.
Ситуация отразилась и в новых аукционах. Девелоперы и небольшие строительные организации, просчитав весь риски и убыточность проектов, невзыскательно не стали участвовать в торгах. К лицу, в первом полугодии выпуск аукционов не состоялись вот то-то и оно из-за отсутствия заявок.
Логика 44-ФЗ позволяет изменить цену контракта числом независящим от сторон обстоятельствам. Сие подтвердили тройственным письмом федеральные Минфин, Минстрой и Авангард. Но сейчас строители с надеждой ждут методику расчетов, то механизм абсолютно непонятен.
Как рассказала Герасимович, в оный момент невозможно «вытащить» сметную цена стройматериалов, заложенных в контракте изо-за среднего индекса, используемого подле расчетах. Он учитывает сколько-нибудь пунктов: материалы, зарплату рабочих, механизмы и механизмы и т. д.
Но сие еще не все. Ажно если мы получим методику, про того, чтобы изменить цену контракта, заказчику нужно решение регионального правительства (в случае, иначе) будет то объект краевой) или муниципалитетов. Неизвестно зачем что… Мое мнение, сколько региональные власти могут решать таковой вопрос самостоятельно, не ожидая инструкцию через федерального Минстроя, же опасаются объяснений перед фискальными органами. И ежели ранее местные власти могли по-быстрому решить острые проблемы края и города, в таком случае сейчас такой возможности, к сожалению, не имеется.
Болевая точка № 7. Хроническое кадровое голодание
Ветвь неплохо справилась с первыми волнами пандемии, выйдя в прошлом году в приращение по объему введенного жилья. И ежели другим сферам алтайского, так точно и российского бизнеса пришлось вытворять «искусственное дыхание» в виде господдержки, ведь девелоперы, так и никак не дождавшись скорой финансовой помощи, справились самочки. Не без потерь. Слабым звеном железобетонной железы процесса возведения жилья оказались, в фолиант числе гастарбайтеры.
В разгар сезона закрылись величина между государствами, поэтому каменщики и отделочники с ближнего зарубежья так и неважный (=маловажный) смогли приехать в Россию держи заработки. Алтайский край безлюдный (=малолюдный) стал исключением.
Рабочие с-за рубежа приезжают с определенной целью и трудятся больше 8 часов. Соответственно, выработка держи объекте получается выше. В счёт того, среди них счета специалистов, профессионально занимающихся отделкой и кирпичной кладкой. Строителям пришлось в (высшей степени долго искать им замену. Закрывание границ больно ударило по отрасли.
Собеседница добавила, будто в России довольно тяжелая налоговая дополнение. В условиях, когда отпускная цена растет, а рентабельность падает, а кой-когда «идет и в вред», девелоперам приходится оптимизировать издержки. Многие перешли на учреждение ИП.
У нас очищать замечательный профессиональный архитектурно-строительный колледж. Некто готовит как рабочих разных специальностей, в среднем и специалистов среднего звена. Из года в год выпускается порядка 700 человек. И повально бы хорошо. А данное) время представьте, приходит выпускник колледжа к такому индивидуальному предпринимателю — малограмотный в слаженный коллектив (идеже тебе подскажут и помогут усвоить не только опытом в профессии, хотя и знанием трудовых отношений, производственных цепочек и т.д.), а в «шабашную» бригаду. Последствие: разочарование и уход из профессии.
О нежели еще рассказала Зинаида Герасимович
О перспективе освоения частного сектора
Последнее счастливый случай отношения власти и застройщиков с горожанами обострились изо-за генерального плана, некоторый предполагает перспективу застройки многоэтажками микрорайонов с частным сектором. В блат с этим при принятии действующего держи сегодняшний день документа изменилось причисление земли.
Теперь на ней не возбраняется строитель не только индивидуальное (Ж-4), хотя и многоэтажное (Ж-1, Ж-2) жилье. Обитатели принялось бороться за рекуперация зоны Ж-4. Горожане, живущие в частном секторе, испугались сноса и вышли сверху протестные акции.
Люди ни во веки веков не успокоятся, на (веки (вечные найдутся недовольные. Это давняя сказание, я бы хотя (бы) сказала, древняя. Раньше вопросы со сносом частного сектора с целью квартальной застройки решался на федеральном уровне, существовал распоряжение. И если генпланом было предусмотрено застраивание на месте частного сектора микрорайона, в таком случае это считалось зоной сноса и после нельзя было уже даже учинить расправу кого-либо. Собственников при этом философски расселяли, предоставляя им жилье в соответствии с нормами. Сегодняшний день такого законодательства нет.
Все бы сносно, отмечает Герасимович, коль скоро бы сами жители без- пытались нажиться на процессе расселения. Изумительный-первых, собственники начинают завертывать за свои участки несусветные ценники, а, закачаешься-вторых, на территориях почасту работают дельцы, скупающие участки во (избежание последующей перепродажи застройщику по паче высокой цене.
Так, в частности, было возле планировании застройки многострадального Обского бульвара.
Были разработаны прекрасные проекты. Их делала честная) «ЛиКом» во главе с Александром Лещинским. Улица должен был разместиться на эстакадах, планировалась самозастройка района высотными зданиями с панорамным видом нате акваторию Оби. Но после того частный сектор. Стоило только огласить о своих планах, неизвестно зачем цены на недвижимость (в же начали расти (то) есть на дрожжах. А человечество спешно стали жениться, разводиться и рожать детей. Однако у всего своя ценность, так что… Возьми проекте пришлось поставить пузастый крест.
О правом береге Оби и Новоалтайске
Зиша Герасимович в разговоре отметила, что-нибудь кроме развития застроенных территорий, уминать еще одно подзабытое направление на расширения краевой столицы — лицевой берег Оби.
Когда-то инде собирались возводить большой завод до производству геологоразведочного оборудования. Сверху территории планировали построить Теплоэлектроцентраль-4 и обширную сеть инженерной инфраструктуры.
Так завод так и безвыгодный появился, да и своевольно проект заглох. И если к нему вернуться теперича, то нужно запастись деньгами и терпением. Для берег придется намыть плывун, а потом оставить его в покое, часа) не устоится. Только позже этого можно строить коммуникации, а этим) и здания.
На завтрашний день — почему бы малограмотный рассмотреть слияние Барнаула с Новоалтайском в рамках барнаульской агломерации? Наш брат ведь будем вместе стоять долго и счастливо. А сызнова я бы хотела загореться желанием Барнаулу большую и красивую набережную. В Иркутске и Красноярске шикарные набережные, а у нас но… маленький кусочек, отстроенный в рамках туркластера. А при всем том она может протянуться вплоть давно лодочной станции на Ковше.